Для торговли на Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» селлеры используют две модели взаимодействия с сервисами — FBO и FBS. FBO расшифровывается как Fulfillment by Operator — это система, при которой продавец реализует товар со склада маркетплейса. Там он хранится, собирается операторами торговой площадки и отгружается при поступлении заказа.
Схема Fulfillment by Seller (FBS) предполагает, что продавец сам упаковывает, маркирует и отправляет товар на склад интернет-магазина под конкретную покупку. Решение о выборе модели работы с маркетплейсом принимает селлер. Выигрышность той или иной схемы фулфилмента зависит от типа товара, его габаритов, объема продаж.
Как работает система FBO и почему это удобно
Взаимодействие через систему ФБО эффективно при работе с недорогими повседневными вещами, продуктами, которые покупатели заказывают часто. Например, дешевле поддерживать актуальный остаток на складе, чем доставлять товар высокого спроса силами селлера. Дорогой и эксклюзивный продукт, наоборот, может продаваться долго, поэтому продавец будет доплачивать площадке за использование грузоместа.
Преимущества работы по системе FBO:
- не нужно снимать склад для хранения товара;
- груз отвозится на торговую площадку один раз, следующий — когда закончится партия;
- принимают и переупаковывают возвраты операторы маркетплейса;
- хранение на региональных складах позволяет вести продажи по всей России;
- высокая скорость доставки до покупателя.
Все работы с заказами выполняют сотрудники маркетплейса. Однако, в этом есть небольшой недостаток, связанный с упаковкой возвратов. Если товар первоначально был в дизайнерской коробке, сотрудники при повреждении оригинальной тары заменят ее на стандартную. Это важно, когда селлер использовал, например, фирменную, дорогую или подарочную упаковку. Поэтому продавцы ценных, хрупких товаров или изделий ручной работы чаще используют модель FBS или комбинируют две системы, отправляя на склад интернет-магазина самые ходовые позиции.
Подробные условия работы по FBO, расценки за прием, тарифы на хранение различаются у разных интернет-площадок. Это также учитывают при планировании поставок.